Сейчас постоянно мелькают словосочетания вроде «идиотизма элит», в той или иной мере выражающие недовольство и (или) недоумение «экономико-политическим слабоумием» государственных мужей и прочих больших боссов. И действительно, окружающее, несмотря на трагичность во многих случаях происходящего, сложно охарактеризовать иначе чем «блядский цирк» и «маразм». Однако дело, думается, не столько в какой-то особой глупости — хотя и её хватает выше крыши, сколько в неадекватной оценке обывателем общей сложности ситуации и упорном нежелании понимать, что имеющиеся институты существуют вовсе не для обеспечения его — обывателя — комфортного существования, а документы, формулирующие официально объявленные цели, начиная с конституции и заканчивая планом эвакуации при пожаре на стене присутствия, имеют ценность меньше пипифакса — им хотя бы можно удобно подтереться, а официальные бумаги придётся долго разминать. Соответственно и критерии рациональности с точки зрения формальных и реальных целей совершенно разные.
С этим заблуждением прямо связано и другое — представление о некой монолитности власти и пресловутых элит вообще. При непонимании того что общая учрежденческая вывеска и даже общность интересов вовсе не означает обязательность единства цели. Многие мыслят наивно-солидарно, неявно предполагая, что если есть некая общая — а вернее одинаковая — необходимость, то и её удовлетворение должно происходить некими совместными, более-менее согласованными усилиями. В случае конкурентной борьбы это очевидно не так: цель вроде у всех участвующих одна — достичь преимущества, но она же прямо противоречит возможности какого-то единства. Здесь если и «дружат», то «против кого». И ровно до того момента, когда будут выбиты прочие более слабые конкуренты и вчерашние союзники сцепятся уже между собой.
То есть имеется множество акторов со своими частными целями, при том по мере усложнения общественного производства в целом растёт число как структурных связей, так и количество этих акторов, каждый из которых тянет одеяло на себя, причём по мере укрупнения происходит и всё большее обособление — одному отделу в одном учреждении часто нет дела до другого, не то что министерству или корпорации. И чем больше таких департаментов и разделение функций между ними, тем более они становятся самозамкнуты и самодостаточны, интересы подразделения становятся во всё большей степени самоцелью вне связи с целью учреждения, предприятия или государства в целом. Причём под интересом подразделения надо понимать сугубо такое его состояние, которое обеспечивает в нём занятым наибольшее количество ништяков — и ничего более.
При этом в целом ситуация такова, что рыночек сам себя потихоньку сжирает: платёжеспособный спрос сужается, а новому браться неоткуда — планета кончилась, рынку некуда расширяться, борьба давно идёт за передел существующих ниш, при этом всё большая часть общественного богатства принадлежит всё меньшему кругу частных лиц и соответственно всё более напряжённой становится конкуренция за всё более мелкие куски. А это в свою очередь означает, что участвующие в этих крысиных гонках всё больше вынуждены концентрировать внимание на сиюминутных тактических проблемах, сужается горизонт планирования, что-либо имеет значение только в контексте того, насколько оно способствует решению задачи здесь и сейчас, причём сугубо с точки зрения обеспечения частных интересов данного субъекта деятельности. То есть вопрос соотношения целей и средств здесь уже в принципе не возникает, классический поджиг склада с товаром на миллион ради сокрытия недостачи в десять копеек — совершенно рутинная ситуация в такой логике действий.
То есть я к чему: при таких раскладах в общем-то всё равно — умные они там или глупые, потому что какой-то особый исключительный интеллект на том уровне задач и при том дефиците времени просто некуда и некогда прилагать, ситуация от них требует решений в духе старого анекдота: «Что тут думать, трясти надо!» Это как в киношно-кабацкой потасовке: если вцепились в морду — надо укусить за палец, укусили за ухо — укуси за нос, двинули кулаком — сунуть в ответ бутылкой и т.п. Не до философских трактатов и рефлексий. А поскольку действуют так одновременно все на всех уровнях социальной иерархии, то неудивительно что выглядит это совершенным бардаком.
Хм-м-мммм...
Про "имеющиеся институты" напомнило чьё-то довольно давнее высказывание из интернета:
"Вот странный народ. У вас совершенно неправильный взгляд на деятельность муниципальных чиновников.
Считать, что они работают для горожан, все равно, что считать, будто бы пчелы собирают мед специально вам на стол.
Бросьте, вам случайно удается попользоваться результатами, там преследуются совершенно другие цели.
Вы бы и меда не ели, если бы у пчел был такой административный ресурс."(с)
С уважением.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject