Однако, с воздушными шариками — знатный троллинг. Особенно если вспомнить предысторию вопроса, когда штатовские шары залетали на советскую территорию. В жизнь решили воплотить не только анекдот про избушку лесника, но и песенку Нены про 99 воздушных шариков.
Тема была не то что бы очень уж громкой, но достаточно эпической, чтобы найти отражение даже в детской литературе. Была когда-то книжка для детей младшего и среднего школьного возраста, сборник рассказов про всякие занимательные и героические истории, типа знаменитого дрейфа четырёх матросов на барже в океане, в том числе там был рассказ и про злой воздушный шарик. Уж не помню подробностей, но там кажется рассказывалось об отце некоего мальчика, то ли пвошника, то ли лётчика, который на дежурстве такой вот подарок успешно заборол.
Правда, что характерно, подобные рассказы были часто без малейших ссылок на хотя бы примерные даты, имена и прочий исторический контекст, и получался некий обобщённый «случай на границе», а поскольку переиздавались они десятками лет, то получалось довольно странное вневременное ощущение. Один и тот же рассказ читал какой-нибудь второклассник и из 1965, и 1975, и 1985 года, а поскольку ребёнок обычно не имел сколько-нибудь внятного представления о том историческом контексте, то событие оказывалось этакой новостью, даже когда какой-нить «молодой танкист» из книжки давно поседел. И только спустя многие годы вдруг как-нибудь узнавалось откуда у байки ноги растут.
Правда, какой-то подвох чувствовался сразу, поскольку часто сама книжка физически была не новой, изданной ещё до рождения читателя и уже из года издания было понятно, что случилось это отнюдь не вчера. Плюс всякие мелкие детали и стилистические особенности — всё-таки и язык менялся, входили и выходили из ежедневного употребления какие-то обороты и штампы, и архаика чувствовалась по отсутствию этих штампов в повседневном употреблении. Типа того что ребёнок 80-х понятия не имел, скажем, о совнархозах, поэтому появление подобного словечка настораживало внимательных. Это было ещё одним проявлением течения специфического неспешного советского времени, когда, допустим, фильм или мелодия десятилетней давности воспринимались не то чтобы как новые, но в общем ещё современные.
Однако, частенько некий нафталинный запашок чувствовался, но надо было пройти ещё какому-то времени, что бы вдруг внезапно оказалось, что вроде недавно ещё модная штучка — уже безнадёжное ретро. Это было довольно двойственное явление: с одной стороны чувствовался серьёзный недостаток свежих, незаезженных образов, когда, например, прямо скажем довольно нечастое появление на улицах машины с новым дизайном воспринималось как событие. При том что то мировосприятие было прямо-таки заполнено стремлением «быть в трендах» как сейчас бы сказали, жаждой современности, причём и на уровне официальной культуры, и бытовом, да и вообще «Время, вперёд!» — это лейтмотив всей советской эпохи. Но парадоксальным образом время ухитрялось быть изрядно тягучим. Что рождало изрядный когнитивный диссонанс: с одной стороны постоянные призывы быть на гребне волны, шагать в ногу со временем и всё такое — «наши космические корабли бороздят просторы Большого театра», с другой — слишком уж медленные перемены, особенно в повседневном быте, слишком долгое жевание соплей. Вот это стояние одной ногой в будущем, а другой — в прошлом, с провалом в современности, изрядно разлагало умы.
Но с другой стороны это создавало какой-то общий контекст для разных поколений, единство общества невозможно без единства не только в пространстве, но и во времени. Мне всегда претило что вот это ощущение бесконечного ковыляния в обозе, что наша современная манера погони за сиюминутностью, когда пресловутые «тренды» становятся вообще каким кошмарным гротеском, когда что угодно устаревает, не успевая толком и появиться, но при этом с агрессивным стремлением не просто что-то пометить как презренное старьё, а фактически уничтожить, вообще вычеркнуть из жизни, вот эта короткая память аквариумных рыбок. Мне всегда хотелось баланса. Скажем, я застал время, когда на улицах бегали и старые, 50-х годов разработки трамваи КТМ-2/КТП-2 — которые и тогда вообще говоря выглядели довольно архаично, и выглядящие и по сю пору современно чешские «Татры». И мне это нравилось. А изредка попадались и МТВ-82 — которые, хотя появились и раньше, но выглядевшие более элегантно и современно, чем КТМ. И вот почему бы не быть в обращении одновременно и тем образам, и другим — мне совершенно непонятно. Вот почему бы тот же МТВ не модернизировать, сделать современную начинку, но оставив характерный внешний вид со всем декором в духе ретрофутуризма? Пусть будут одновременно и ультрасовременные, но и пусть будет какое-то количество таких вещей. Не надо всё время одно и то же — это надоедает, но не надо и начинать каждый божий день как будто с нуля. Но нет — или мусолим до полного очерствления, либо бьёмся в экстазе сбрасывания всего и вся за борт корабля современности.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Вспомнилось, что я из поколения, у которых первой нянькой был проигрыватель или патефон. Отец откуда-то притащил трофейный немецкий проигрыватель, который не нужно было периодически покручивать ручкой, чтобы крутился, а работал от электросети. При этом также, как и у патефонов периодически менялись иголки скользящие по пластинке (75 оборотов). До сих пор помню набор пластинок: "Севастопольский вальс" Георг Отс, "Парень из Джакарты", "Если бы парни всей Земли", "Песня Маши" из к/ф "Жажда" (Мы с тобой два берега у одной реки...), "Брызги шампанского". Сейчас, как услышу, сразу вспоминаю именно тот период жизни.
Заметил ещё - сейчас, когда снимают фильм о времени на кануне войны, то обязательно на фоне действий будет звучать "Рио-рита". Моя бабушка как-то возмутилась: "Что они во всех фильмах эту "Рио-риту" крутят - тогда много было разных мелодий. В какой-то момент заметил, что часто какая-то мелодия, вещь, словесный штамп становятся маркером времени. При этом не всегда верным, а просто привнесенным пишущим о том времени.
no subject
no subject
Вспомнил книгу "Шхуна Колумб" Трублаини в которой демонстративно была убрана привязка к стране врагов, а также его же "Подземный путь".
no subject
no subject
no subject
Так что да, пусть бы сосуществовало прошлое и передовое (если передовое таковым является).
Кстати, на счет устаревших слов в текстах. При разумном подходе это очень обогащает. Когда читаешь "Кому на Руси жить хорошо", тоже много незнакомых слов. Но на то и существуют примечания с пояснениями, в хороших изданиях. Прочитаешь — и откроешь для себя новую черточку в картине прошлого.
P.S. Дрейф самоходной баржи Т-36 — происшествие, имевшее место в январе-марте 1960 года. Про детскую книжку моя тетя тоже вспомнила, это следующее десятилетие. А про шарик не знаю )
no subject
Насчёт книжки — я, кстати, не уверен, что обе эти истории были все в одной книжке, может быть это наложились воспоминания о нескольких книгах, но то что это были какие-то сборники героически-патриотических рассказов — это точно.
no subject
no subject
no subject