Thursday, February 13th, 2020 08:07 pm
Комментарий к «3: Светлое будущее: Транспорт».

Забавно, что рассуждая о социализме, автор по сути остаётся в рамках тех самых «либеральных» (по сути буржуазных) представлений и линейного продления сегодняшнего в будущее.

Вот скажите, кто вообще сказал, что сама нынешняя территориальная структура должна сохраняться? Тут телега поставлена впереди лошади. Означенная структура определяется территориальным распределением производства и характером производственных связей, в общем-то уровнем развития производительных сил, а значит и то, где и как будут селиться люди. А уж это определяет требования к транспорту. Без учёта этих основополагающих условий строить предположения о транспорте — просто игра в бисер.

Современная городская конфигурация — это следствие развития производственных отношений классового общества, которые бывший СССР не преодолел. В частности спецификой развитого капиталистического общества является конвейерная индустриальная парадигма с её концентрацией производства и предельно высокой степенью разделения предельно же отчуждённого труда. СССР волей-неволей следовал именно в этой струе. Как сейчас уже понятно, без преодоления такого отчуждения ни о каком коммунизме говорить не приходится. (Кстати говоря, из текста по фразе о троллейбусах и их унификации как способа снижения себестоимости видно, что автор мыслит именно в рамках этой парадигмы). Если сто лет назад технические возможности не давали ещё разрешить эту проблему, а только лишь подводили к решению, то сейчас очевидно, что совершенно необходимо предельное развитие механизации и автоматизации производства. Если тогда Ленин образно писал «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны», то сейчас этот лозунг остаётся актуальным, однако в уже расширенном виде «Коммунизм — это есть советская власть плюс автоматизация всего мира» и требуется новый план ГОЭРЛО.

А это в свою очередь означает совершенно иную конфигурацию и территориального распределения производственных мощностей и соответственно требования к транспортной инфраструктуре. И прежде чем определены исходные, говорить о том как будет выглядеть транспорт несколько преждевременно, это будет фантазией в духе стим-панка конца 19-го — начала 20 века, где на дирижаблях и воздушных авто рассекали джентльмены в смокингах и цилиндрах.

Кроме того, бессмысленно говорить о территориальной структуре, плотности населения и т.п. если мы не говорим о том, кто будет собственно на этих территориях жить. Автор с нажимом говорит о «применительно именно к нашей стране, СССР». То есть неявно автор строит даже не коммунистическую, а националистическую утопию, в которой останется и такое наследие буржуазного общества, как госграницы, видимо, в общем в сушествующих очертаниях. То есть предполагается, что будут действовать те же ограничители свободного перемещения населения, что и в буржуазном обществе. А с какой стати? Это какой-то коммунизм в отдельно взятой квартире выходит, то есть полагается, будто глобальные социальные преобразования, снеся заборы частных владений, почему-то вдруг с почтительностью остановятся перед пограничными столбами — которые суть та же охрана частных владений. Сию картину нужно полагать абсурдной. А следовательно, никто не мешает не только рационально размещать производство, но населению не менее рационально расселяться по этим территориям. Что опять-таки означает и специфику транспортного сообщения.

Thursday, February 13th, 2020 06:06 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Thursday, February 13th, 2020 06:12 pm (UTC)
Хм...
Thursday, February 13th, 2020 07:27 pm (UTC)
Неужто без телепортации коммунизма не построим?
Friday, February 14th, 2020 10:04 pm (UTC)
Без чёткого осознания того,что планета внезапно конечна,особенно на данном технологическом укладе-слова "будущее" просто не существует.
Saturday, February 15th, 2020 10:13 am (UTC)
Вы так говорите, будто бы если сменить "технологический уклад" (что бы это мистическое понятие не значило), то планета перестанет быть конечной.
И как будто бы редкость ресурсов оправдывает попирание нравственного закона внутри нас, права собственности и буржуазных ценностей.
Saturday, February 15th, 2020 10:21 am (UTC)
Если у вас есть ещё одна планета или несколько-то количество доступных вам ресурсов внезапно возрастает. Оно остаётся всё равно конечным, но на некотором этапе может значительно превышать потребности в оных.

Что есть нравственный закон? Это нищета и уничтоженная экология для одних при избыточном потреблении для других? Ну так давайте сливать неочищенные отходы прямо в море. Одним-экономия, другим-смерть. Правда, проблема в том что потом эти ядохимикаты нам самим обратно вернуться,но-не сразу.
Saturday, February 15th, 2020 10:25 am (UTC)
Какая странная агитация за приватизацию океанов.
Saturday, February 15th, 2020 10:28 am (UTC)
Скорее-национализация. Но не в рамках отдельных стран,а в рамках всего человечества. Экологические и технологические бедствия уже не ограничены отдельными странами и регионами, а потому их преодоление и предотвращение-это забота всех стран.
Saturday, February 15th, 2020 10:34 am (UTC)
Государева забота политиков об исчезающих видах - внести в Красную книгу.
Рыночная забота - разводить вкусные виды для убоя на продажу.
Какой из подходов гарантирует виду выживание?

(RTFM: Единственное известное лечение для описываемой вами напасти, трагедии общин, - это установление права собственности на имеющийся ничейный и потому хищнически используемый ресурс, а не усугубление такой трагедии с помощью расширения области ничейности государевыми мероприятиями)
Saturday, February 15th, 2020 10:46 am (UTC)
Наличие права собственности на хищнически используемый ресурс-нисколько не решает проблему его хищнического использования. Вы забываете, что только государства на протяжении истории были более-менее стабильными образованиями, имели (иногда) долгосрочную стратегию и могли аккумулировать значительные ресурсы для решения сложных задач.

Проблема современного мира-это "приватизация прибыли, национализация убытков". Она так или иначе существует во всех странах, в том числе чисто капиталистических (пример-леман бразерс).

Вторая проблема-популизм и решение сиюминутных проблем в ущерб долгосрочным стратегиям. Прежде этим грешили небольшие компании, но ныне-и крупные корпорации, и целые государства.

Третье-это полное отсутствие каких-либо долгосрочных идей, "американской мечты", "наступления коммунизма" или "светлого будущего". Будущего нет как такового.
Saturday, February 15th, 2020 11:02 am (UTC)
"Любопытно, что люди склонны рассматривать государство в качестве квази-божественной, альтруистичной организации, эдакого Деда Мороза. Государство же было построено так, что не обладает ни способностью, ни опытом любящей заботы о ближнем, оно было построено ради использования насилия и сверх того снабжено обязательными демагогическими электоральными мифами, позиционирующими его в качестве мнимого Деда Мороза."
Thursday, February 13th, 2020 08:17 pm (UTC)
а как автор мог еще рассуждать, если социализм доказал свою абсолютную нежизнеспособность ?
Friday, February 14th, 2020 04:09 am (UTC)
Так он уже сразу про коммунизм говорит.
Friday, February 14th, 2020 09:16 am (UTC)
бывает..
Friday, February 14th, 2020 05:39 pm (UTC)
Не такую уж и абсолютную - во время войны-то он выстоял. Ну а после войны народилась новая элита, начавшая реставрацию капитализма.
Saturday, February 15th, 2020 10:16 am (UTC)
Вроде бы немецкий (в обеих бойнях) и японский с итальянским (во второй) варианты социализма таки не выстояли, нет?
Saturday, February 15th, 2020 02:16 pm (UTC)
Если речь зашла о вариантах, но тогда надо вспомнить и скандинавский.
Saturday, February 15th, 2020 03:28 pm (UTC)
Вы имеете в виду недавнюю ликвидацию МРОТ в Швеции?
Saturday, February 15th, 2020 07:00 pm (UTC)
А чем все это обусловлено?
Вот то-то и оно!
Friday, February 14th, 2020 10:06 pm (UTC)
Множество феодальных, рабовладельческих, капиталистических обществ-погибло. Но это нисколько не говорит об их жизнеспособности или нежизнеспособности.
Friday, February 14th, 2020 04:13 am (UTC)
"То есть неявно автор строит даже не коммунистическую, а националистическую утопию, в которой останется и такое наследие буржуазного общества, как госграницы, видимо, в общем в сушествующих очертаниях. То есть предполагается, что будут действовать те же ограничители свободного перемещения населения, что и в буржуазном обществе. А с какой стати? Это какой-то коммунизм в отдельно взятой квартире выходит, то есть полагается, будто глобальные социальные преобразования, снеся заборы частных владений, почему-то вдруг с почтительностью остановятся перед пограничными столбами — которые суть та же охрана частных владений. Сию картину нужно полагать абсурдной".


Перевожу: покуда людям будет куда бежать от красной чумы и покуда у них будет информация о другом мироустройстве - коммунизм невозможен.
Saturday, February 15th, 2020 10:18 am (UTC)
Калькуляционный аргумент показывает, что коммунизм невозможен и в глобальном масштабе, без существующего last stand on Earth.
Friday, February 14th, 2020 05:50 am (UTC)
Да.
[identity profile] supermipter (from livejournal.com)
Friday, February 14th, 2020 03:48 pm (UTC)
Я думаю и сами трудящиеся предпочтут дом в Америке или Европе советской квартире,и никакие границы их не остановят. Нужен мандат.
Friday, February 14th, 2020 05:44 pm (UTC)
Про дома "для трудящихся". В Америке:
"В то время как в СССР архитектор Виталий Лагутенко строил «хрущобы», в США бизнесмен Билл Левит строил максимально дешёвые одноэтажные левитовские дома из стандартных конструкций без фундамента и с максимальной экономией всего, что можно (неудивительно, что эти дома рушатся от урагана, как карточные домики, а при наводнении тут же дают течь), но при этом продававшиеся со встроенными шкафчиками и бытовой техникой. При этом дом, будучи по советским меркам «фанерным», тем не менее выглядел вполне прилично: «всё как у людей, и с белым заборчиком!», позволяя пустить пыль в глаза (в том числе и совкам, увидевшим в перестройку эти «роскошные дома» и люто обзавидовавшимся, тем более что такой дом имеет собственный гараж). А правительство было безмерно счастливо, потому что «Ни один человек, у которого есть собственный дом и кусок земли, не может быть коммунистом. У него полно других забот»."
[identity profile] supermipter (from livejournal.com)
Friday, February 14th, 2020 05:58 pm (UTC)
Да, люди не понимают и не могут понять преимущества социалистического пути. Тоже самое не только с жильем,но и с едой. Только вот сегодня написал об этом анлазз (https://anlazz.livejournal.com/468714.html).
Люди готовы купить за валюту еду из канализации, будут выстраиваться в километровые очереди как в первый Мак, но чтобы заставить их потреблять вкусную и полезную еду из наших столовых приходилось использовать административное принуждение.
Нужен новый человек, старый капиталистический должен умереть вместе со старым миром.
Saturday, February 15th, 2020 02:53 pm (UTC)
Это в совке-то в столовых была вкусная и полезная еда?
[identity profile] supermipter (from livejournal.com)
Saturday, February 15th, 2020 04:50 pm (UTC)
Да,все делалось по ГОСТу. В стакане сметаны всегда стояла ложка.
Friday, February 14th, 2020 05:18 pm (UTC)
О, смотрите, и у вас та же характерная картина, что у Anlazza. Только ники другие.

По теме - да, вы абсолютно правы.
Edited 2020-02-14 05:18 pm (UTC)
Thursday, February 20th, 2020 05:46 pm (UTC)
Хочешь сказать, что автоматизация сделает ненужным общественный транспорт? Или что она сделает ненужным вообще всякий транспорт? Как одно с другим связано?