Гостелерадиофонд неожданно выложил на Ютубе запись передачи 1982 года «Иван Ефремов. 1907-1972. Страницы творчества».
Снято в формате «круглого стола». Ведущий — знаменитый некогда Василий Захарченко, тогда главред «Техники — молодёжи», мне запомнившийся участием в передачах серии «Это вы можете». Довольно много известных людей в кадре — выступали писатели Александр Казанцев, Юрий Медведев, Евгений Гуляковский, так же Евгений Брандис, космонавт Владимир Аксёнов и другие, кажется ещё больше не выступавших — в кадре мелькает Сергей Павлов и ряд других смутно знакомых лиц. Присутствовала и Таисия Иосифовна, но авторы ухитрились не дать ей сказать ни слова в кадре — гениальная режиссура и глубина погружения в тему, это всё равно что на вечере памяти Ленина попросить выступить всех ходоков, всех солдат, стоявших на часах в Зимнем, телеграфистов, секретарей и т.д, но забыть дать слово Крупской. Вернее всего вырезали на монтаже. Зато есть выступление Петра Чудинова — палеонтолога и геолога, ученика Ивана Антоновича, первого издателя переписки Ефремова — избранных писем к учёным и от них.
Звучит и безусловный раритет — голос самого Ефремова с легендарных плёнок Медведева, о которых все знают, но которых никто не видел и целиком никогда не слышал. Правда, всего несколько секунд. Это, кстати, крайняя редкость — несмотря на то что 20-й век был в разгаре, медийных материалов с Ефремовым, кроме разве что фотографий, крайне мало, в этом отношении история крайне скупа, предельно. Буквально секунды киносъёмок, кажется полное отсутствие видео, и буквально несколько фраз голосом, попавшие в документальные фильмы. Вот теперь и этот кусочек.
Безусловно эта передача — интересный и сам по себе документ истории советского телевидения, дающий представление о тогдашней режиссуре, манере съёмки и монтажа, организации подобных мероприятий. И, кстати, пример того как делать не надо. На самом деле тема и мероприятие интересное, но сделано в таком монотонном, под заунывную музыку, стиле (как и многие подобные передачи тогда), что мухи дохнут. И это довольно типично для тех лет — говорящие головы, чередующиеся планами как бы одухотворённой публики и слайдами. Но любопытно, и, так сказать, антропологически — обращает внимание не только иной темп, нежели мы привыкли сейчас, но и те самые планы публики. Не сказать, что люди очень уж как-то неестественны, но всегда в тогдашних передачах обращает на себя внимание какая-то заторможенность, если не сказать отмороженность, некоторая напряжённость или может быть официальность, даже когда в кадре присутствуют люди профессионально привыкшие к камере — артисты, певцы и т.п., на этот предмет можно вспомнить передачу 76 года «Театральные встречи», в которой был полный фарш — от Юрия Никулина и сатирика Иванова до обеих бабушек отечественной попсы Пугачёвой и Ротару, не считая прочих — то есть не сказать, что люди, у которых проблемы со сценическими зажимами — однако оттенок тот же самый. Не знаю, с чем это связано, скорее всего именно с привычкой к камере — тогда ведь это был целый процесс, вот тут даже видно, какие бандуры были у операторов и насколько всё это было геморройно, то есть у обычного человека шанс попасть на камеру был только если снимает ТВ — а значит предельно редко, и, самое главное, это видимо воспринималось как крайне серьёзное, чрезвычайное событие и ответственное мероприятие, очень официальное, где надо вести и выглядеть соответствующе.
Вот ведь забавно — вот даже я, как один людей, родившихся ещё в ту эпоху и которые ещё сами как-то понимают этот пиетет перед телевидением, уже не получается воспроизвести в памяти эмоции, которые мог бы я тогда испытать, случись попасть на съёмочную площадку, потому что мы уже настолько привыкли к окружающим нас бесчисленным средствам и фактам фиксации — от камер наблюдения в магазинах до роликов на ютубе с бесконечными трясущимися селфи — что уже не воспринимаем это как что-то особенное. И, надо заметить, роль и вес телевидения, его авторитет упал до плинтуса. Какой может быть пиетет к площадному нижепоясному шоу и велика ли цена факту попадания в оное? А тогда всё было сильно иначе.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Естественно, разобравшись, понял, ибо, действительно азбучно-элементарно... но до сих пор было неактуально и не требовалось для редких видеопросмотров, которым предпочитаю текст по возможности.
По сути же...послушал, интересно, не помню, слышал ли ранее голос ИАЕ. Спасибо.
no subject
И ещё интересно было бы всех опознать, кто там в кадре появляется. Дарья там молодая в красном, рядом с ней, справа, жена Аллана Ольга Петровна Павлова. А кто там ещё из дам - не знаю. А что Таисии Иосифовне слова не дали - так, может быть, она и сама на захотела говорить. Вот узнать бы.
no subject
Слушай, кто там какая дама — это интересно, но это фигня, серьёзное — всё-таки нужны контакты с Медведевым. Это уникальные материалы и об этом надо по-хорошему было думать уже десять лет назад. Время идёт, стареют и люди, и плёнки. И добыть их надо — если они ещё не рассыпались и не в мусоре, и ещё придумать как переписать — сейчас-то и магнитофон найти не так просто.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
«Дар Ветер и Юний Ант переглянулись, а Мвен Мас на секунду сжал запястье Дар Ветра. Это были галактические позывные Земли, вернее солнечной планетной системы. Когда-то она считалась наблюдателями иных миров единым большим спутником, обращавшимся вокруг Солнца за пятьдесят девять земных лет. Один раз за этот период случается совместное противостояние Юпитера и Сатурна, сдвигающего Солнце заметно для астрономов ближних звезд. В ту же ошибку впадали и наши астрономы в отношении многих планетных систем, присутствие которых у разных звезд было открыто еще в давние времена».
Тут интереснее, на мой взгляд, допущение инфракрасной жизни и возможности обитаемости в районе суб- или квазизвёздных объектов.