January 2026

S M T W T F S
    1 23
45 678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Monday, July 16th, 2018 04:00 pm
На днях широко известный в узких кругах владелец и кормилец кота Степана — Кагарлицкий Борис Юльевич — выпустил очередной стрим. Лично моё внимание зацепил один небольшой эпизод, в котором Кагарлицкий высказывается по поводу концепции Юрия Семёнова. Расшифровывать весь спич мне лениво, поэтому приведу просто видеоцитату:

Более всего, конечно, это наглядный пример того, что быть экспердом по всем на свете вопросам просто вредно: можно оконфузиться. Мало того что оратор — как и большинство критиков Семёнова — его работ попросту не читали или читали какие-то изложения и переложения и, может быть, какие-то отдельные статьи, но он ещё и ухитрился нахамить весьма пожилому человеку, который вообще-то в науку пошёл тогда, когда БЮ в проекте не было. Конечно, Кагарлицкий совершенно прав, когда говорит о том, что широкой популярностью концепция Семёнова не пользуется, но позволять себе пассажи вроде «… претенциозно, потому что Семёнов пытается делать вид, что он первый об этом пишет и не ссылается ни на кого» — это уже за гранью не только научной дискуссии, но и просто приличий. Ну хотя бы потому что это ложь — достаточно совершить крайне несложное действие, как то: открыть сайт «Скепсис» и найти там, например, содержание «Философии истории» — я не говорю даже прочитать её, но хотя бы содержание — и обнаружить, что там перечисляются и даются характеристики историческим концепциям аж от античности и до 20 века включительно — в том числе, например, мир-системному подходу. После чего говорить о том что-де Семёнов не знает и знать не желает ничего о предшественниках, ставит себя некой уникальной фигурой — просто глупость. Правда, не буду утверждать что я сам всего Семёнова превзошёл и биться об заклад, что он упомянул каждое учёное имя в рассматриваемых им областях знания, не стану. Однако утверждение Кагарлицким было сделано достаточно общее и при том касающееся не только отстранённо-концептуальных вопросов, но и личности заочного оппонента. Так что не грех и извиниться.

Вообще скажу, что главная заслуга Семёнова — отнюдь не теория политаризма, это один из частных вопросов. На самом деле самое у него интересное и важное — это эстафетно-стадиальное понимание исторического процесса. Которое, как на мой взгляд, достаточно изящно снимает вопрос «формации или цивилизации?», убирая ложный камень преткновения, так и некоторые противоречия самого формационного подхода. Сама же история приобретает некий целостный и закономерный вид, Марксом намеченный только вчерне, как некую генеральную идею, все нюансы которой, он сам, естественно, исследовать не мог. А то что исторический процесс не есть цепь случайностей и что это не есть некий произвольный набор как-то развивающихся локальных общественных изолятов, слабо связанных между собой — на самом деле идея далеко не очевидная массам даже сейчас. Монистическое понимание исторического процесса как целостного процесса развития единого организма человечества по сю пору толком осознаётся, как мне кажется, даже не всеми причисляющими себя к марксистам. В данном случае «единый» не значит не имеющий вообще неких внутренних обособлений и границ, однако если мы берём аналогией биологический организм, то членение на органы никак не отменяет того, что это именно внутренне связанная система, а не механическая сумма запчастей.

Что цивилизационный подход, что варанты советского догматического подхода эту целостность разрывают, хотя по сути рассматривают, говоря попросту, разные аспекты одного явления с разных сторон, однобокость чего приводит к довольно ложной картине мира. Когда-то был такой мультик: два чувака стоят около некой хрени с разных её сторон и яростно друг другу доказывают что они видят: с точки зрения одного было видно прямоугольник, с точки зрения другого — круг. В конце-концов накал дискуссии доходит до того, что они начинают яростно пинать хрень ногами и от ударов она разворачивается и перед тем, кто видел круг, появился прямоугольник, а перед оппонентом — соответственно круг. Начинаются заламывания рук и треск порванных шаблонов, и тут наконец торец хрени отваливается и из неё, держась за ушибленные места, выходит третий и кричит им: «ЦИЛИНДР!» Вот как раз концепция Семёнова — это по крайней мере попытка сказать, что «цилиндр». Или, если вспомнить древнюю притчу о слепых мудрецах, ощуповавших слона, что то что они щупают — не столбы, верёвка и что там ещё, а слон.

Ну и что касается маргинального положения семёновских идей — мне сдаётся, что дело тут не столько в качестве самой теории, сколько во внешних обстоятельствах: они неудобны. Они не вписываются в план. Неформат. Все делянки давно поделены между представителями разных школ и идеологий. Раньше вот был кондовый вариант официозного истмата — и этот мейнстрим всех устраивал. Он был удобен. Он был идеологически выдержан — поскольку старательно обтекал острые углы несоответствия текущих реалий и официоза, апологизируещего существующую на данный момент власть конкретных лиц и слоёв. А семёновский подход это благодушие, мягко говоря, не разделял. Даже не потому что как-то принуждал выразить своё отношение к этим лицам и слоям, а просто потому что их претензии на всевластие автоматически теряли легитимность при признании такового подхода. Ну или по крайней мере требовали осознания объективного положения и соответственно какого-то изменения политики. Лет сорок назад в лоб и вслух говорить об этом было всё-таки рисковано.

То же самое и с буржуазной исторической наукой — там тоже главенствует идеологический апологетический подход, при котором историческая наука точно так же угодна ровно настолько, насколько оправдывает власть имущих. И потому готовы иметь какое угодно количество сколь угодно изощрённых теорий самой разной степени бредовости и проработанности, но лишь бы они не ставили под сомнение эту власть, а ещё лучше бы выводили закономерность её обретения. Ещё один марксист — тем паче иностранец, пишущий на совершенно неинтересном им языке — им совершенно не нужен, они своих еле терпят.

А есть и третья сторона — как я понимаю, некая промежуточная прослойка между теми и этими, которая тоже выработала свою модель, свой язык и терминологию, которые пользуются определённым академическим признанием, при том находятся в рамках модной и вполне легальной фронды, позволяя тем одновременно и получать какое-то финансирование из университетских источников, но при том как бы стоять особнячком, в горделивой позе — условно говоря мир-системщики. Сюда, видимо, относится и тот же Кагарлицкий. Впрочем, я полагаю, что за бугром это тоже не совсем просто так сама по себе фронда, а исходно имело определённую политическую и финансовую поддержку тех правительств стран третьего мира, которые претендуют в рамках современного капиталистического мира на определённую самостоятельность, которые не собираются совершенно потрясать основы, но хотят иметь достойную с их точки зрения часть пирога и потому им нужна некая теория, право на этот кусок обосновывающая. Не даром среди авторов, развивающих мир-системный подход, значительный вес имеют латиноамериканские. Это тоже свой устоявшийся мирок конференций, грантов, международных поездок, присуждаемых степеней и прочих ништяков, которому чужие не нужны совершенно, тем паче такие, которые указывают на недостатки данных подходов и течений. Тем же, кто за эту музыку платит, в конце-концов надо признание права не оглядываться на американских и европейских паханов, а не разоблачение их самих.

И есть четвёртая сторона, довольно специфическая. Это часть круга постсоветских левых и тех, кто себя ими почитает. Сталинистов это само собой раздражает тем, что удаляет нимб вокруг чела фараона Иосифа, а более левых — тем что нарушает душевный комфорт и ломает устоявшийся шаблон: гораздо проще пребывать в иллюзии ушедшего золотого века и почитать советское общество как подлинно социалистическое, чем стоять перед лицом не очень приятной действительности, в которой до той подлинности было ещё очень далеко. Психологически это понятно: без опоры в прошлом тяжело смотреть в будущее. Но, однако, всё-таки надо взрослеть. А взрослому человеку должно быть понятно, что одним рывком тысячелетние тенденции не преодолеваются и несмотря на все проблемы было то, чем можно гордиться и то, что безусловно прокладывало дорогу в будущее. В конце-концов у предшественников было гораздо меньше, почти что ничего в багаже: что там считанные дни той Парижской коммуны? В общем, пора переставать быть страусами.

Вот что действительно можно было бы поставить Семёнову в упрёк — концепцию «глобальной классовой борьбы», или правильнее сказать, концепцию борьбы глобальных классов. Но этого наши ура-мраксисты даже не заметили — такие глубокие знатоки темы. А ведь в лекции в МУССе в 2016-м был даже весьма неудобный момент, когда чел из аудитории пытался всё добиться как же она соотносится с обычной классовой борьбой, а Юрий Иванович даже как бы то ли не заметил, то ли не понял вопроса и продолжал тянуть волынку про глобальные классы. Впрочем, ему простительно — дедушка старенький и действительно мог просто не врубиться, поскольку сам присел на тему и вылезать из неё сложно. Но при всём при том, это то что на мой взгляд и ошибочно, и вредно. Особенно в свете опоздавших лет на десять наивных надежд на всякие БРИКСы.

Monday, July 16th, 2018 01:38 pm (UTC)
У Семенова "глобальные классы" и политаризм вытекают из одного и того же положения. А именно - из модели "общегрупповой собственности", которая в реальности оказывается отличной от собственности в политэкономическом понимании. Так что если мы подвергаем сомнению "глобальные классы" - то должны подвергать сомнения и политаризм.

Причем, это касается не только, и не столько советского периода - сколько темы о пресловутой АСП.
Monday, July 16th, 2018 02:27 pm (UTC)
Из концепции общеклассовой собственности вытекает, что собственники способны не сраться друг с другом - а выделять свои общие интересы и их совместно реализовывать. Т.е., превращать одни страны в "золотой миллиард", а другие - в источник богатства. Отсюда и берутся глобальные классы.

И да - если бы подобная система была возможной, то следовало бы или повесится. Или ждать прилета инопланетян - как в "Часе быка", поскольку выйти самостоятельно из данной ситуации невозможно. Впрочем, реальность показывает нам, что все обстоит совершенно иначе - как, наверное, говорить не надо. И вместо Торманса нам предстоит другой мир - довольно жуткий, но с четко видимым выходом. И возможен этот выход только потому, что наши враги неминуемо схлестнуться друг с другом - как, впрочем, было и в "прошлый раз".
Edited 2018-07-16 02:28 pm (UTC)
Monday, July 16th, 2018 02:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).
Monday, July 16th, 2018 06:46 pm (UTC)
Вот подписуюсь.
Monday, July 16th, 2018 08:58 pm (UTC)
Я и без Семенова дошел до "эстафетно-стадиального понимания исторического процесса" (или чего-то подобного). Достаточно дополнить представление о формациях ленинским тезисом о неравномерности развития наций https://sahonko.livejournal.com/79846.html
А вот всякие семеновские политаризмы - это перебор.
Wednesday, July 18th, 2018 10:50 am (UTC)
Я согласен не выйти рылом чем вводить в оборот якобы неизвестное (но на самом деле ясное любому грамотному марксисту понимание проблемы) как это делает он.
Технически эту мысль оформил еще Ленин когда написал о неравномерности развития наций и сделал на этом основании, что Россия вполне доросла до социалистической революции.
Wednesday, July 18th, 2018 11:58 am (UTC)
Если так рассуждать, зачем вообще мыслить, все равно через 20 лет надо мыслить будет по другому. Но что Семенов напишет, если проживет лет 20 еще — это большой вопрос.
Однако я не акцентировал внимание на выводах Ленина, а упомянул их в качестве примера. А вот то что смена формаций происходит не примитивно-прямолинейно, а скорее как движение фронта при наступлении (где-то прорывы далеко вперед, а где-то топтание на месте или даже откат) это прекрасно видели и Маркс и Ленин. Вот у Маркса есть фрагмент (кажется в последнее главе первого тома "Капитала"), где он указывает, что если перевести капиталистическое производство в страну с общественными отношениями предыдущей формации, то даже если привести все средства производства и даже завести свою рабсилу, то все равно организовать такое производство очень трудно и в некоторых случаях даже невозможно.
Wednesday, July 18th, 2018 03:40 pm (UTC)
Метафора всегда ограниченна узкими рамками конкретной ситуации. Поэтому натягивать ее на глобус и требовать от нее большей точности и применимости для описания всей сложности явления не имеет смысла.
Wednesday, July 18th, 2018 08:40 pm (UTC)
Именно это я и сказал, что метафору не надо поднимать до уровня научного объяснения взаимосвязи и общих закономерностей развития сложных систем. Метафора лишь наглядная иллюстрация некоторого аспекта, а не полноценное научное объяснение.

Что касается вашего вопроса то ответ на него пост: общественный организм способен приобрести и "сохранять социалистический характер" только тогда когда в этом организме есть нечто, что регулярно осуществляет коррекцию молотом и серпом по яйцам тем некоторым товарищам, которые почему-то в определённых условиях оказываются равнее прочих. А вот чтоб разобраться с этим нечто надо включить мозги по полной. И в этом деле самое худшее это критикуя старых кумиров создавать себе новых, которые всплыли в мейнстриме современного пересмотра "старых догм". Как минимум необходимо ко всем проявлять равный уровень критичности.
[identity profile] Александр Ткаченко (from livejournal.com)
Wednesday, July 18th, 2018 09:49 am (UTC)
википедия - "Реформизм — система взглядов, отстаивающая возможность постепенного изменения общества средствами эволюционного приближения к социализму или улучшения существующей капиталистической системы в процессе накопления реформ через компромиссы и в конечном итоге может привести к совершенно иной экономической системе и форме общества; политическое течение, отрицающее необходимость революции."

так что семенов не реформист, а мыслитель сделавший удачную попытку переосмыслить марксово понятие АСП одним из объектов объема этого определения вероятно есть ссср

вопрос, верно ли что маркс при изобретении понятия АСП тупо использовал дихотомию - неантичность нефеодализм некапитализм?
Edited 2018-07-18 09:54 am (UTC)
Thursday, July 19th, 2018 06:03 am (UTC)
"Уже «Коммунистический манифест» провозгласил завоевание всеобщего избирательного права, завоевание демократии, одной из первых и важнейших задач борющегося пролетариата, и Лассаль снова выдвинул это требование. Когда же Бисмарк оказался вынужденным ввести всеобщее избирательное право как единственное средство заинтересовать в своих планах народные массы, наши рабочие сразу отнеслись к делу серьёзно и послали Августа Бебеля в первый учредительный рейхстаг. И с тех пор они так пользовались избирательным правом, что это принесло огромную пользу им самим и стало служить примером для рабочих всех стран. Избирательное право, говоря словами французской марксистской программы, было ими transformé de moyen de duperie qu'il a été jusqu'ici en instrument d' émancipation — превращено из орудия обмана, каким оно было до сих пор, в орудие освобождения...
вместе с этим успешным использованием всеобщего избирательного права стал применяться совершенно новый способ борьбы пролетариата, и он быстро получил дальнейшее развитие. Нашли, что государственные учреждения, при помощи которых буржуазия организует своё господство, открывают и другие возможности для борьбы рабочего класса против этих самых учреждений. Рабочие стали принимать участие в выборах в ландтаги отдельных государств, в муниципалитеты, промысловые суды, стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении её в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания.
Ибо и здесь условия борьбы существенно изменились. Восстание старого типа, уличная борьба с баррикадами, которая до 1848 г. повсюду в конечном счёте решала дело, в значительной степени устарела."//http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Klass/klass-00.html

Это написано в 1895 году. А в ЖЖ постоянно идут терки про благодетельность событий 100-летней давности хотя очевидно, что и тогдашние подходы более чем устарели.
Энгельс готов был написать: "история показала, что мы были неправы", почему же современные публицисты из кожи вон лезут, доказывая, что советский революционный опыт совершенно правильный?
Правильным бы он был, если бы всемирный коммунизм наступил в обещанном Лениным и Энгельсом 1940 году. А так это лишь первый опыт, некая примерочная попытка, что и написал где-то Анлазз.

В этой связи не совсем понятно, почему концепция Семенова вызывает (у Анлазза) отторжение как прямо-таки буржуазная пропаганда.
Thursday, July 19th, 2018 11:16 am (UTC)
Я не думаю, что реформисты тоже говорят: "только реформы, никаких активных действий никогда".

Революции в 19 веке понимались как бои в течение нескольких недель, а отнюдь не лет и не десятилетий.

Энгельс и говорит: мы одно время свято верили, что можно быстро взять власть вооруженным мятежом, но потом увидели насколько нестойки такие повстанцы. А вот зато легальная борьба оказывается очень перспективной: партия набирает голоса, представители пролетариата входят в правительства земель, тем самым баррикадная война может и не понадобиться или понадобится как последний толчок.

Как пресловутая повивальная бабка приходит в последний день перед родами, а не пинает роженицу месяцами: "рожай уже, тварь!"))

//мы знаем то, чего Энгельс узнать не успел — легальная социал-демократия слилась и скурвилась в ПМВ//

Не, мы это не знаем. Мы знаем, что такова трактовка Ленина (возможно Либкнехта и Люксембург), но, скажем, отнюдь не Плеханова (Каутского, Бернштейна).

Из слов Энгельса также можно понять, что права рабочих весьма неплохо защищаются в ходе парламентской деятельности, так что по сути они многого добиваются именно путем реформизма.

Так что реформизм полезен на высокой стадии развития капитализма пишет Энгельс, а на низкой стадии ничего хорошего не выйдет - так он интерпретирует неуспехи во Франции в 1848 и даже 1871.

И тут Семенов с политаризмом примерно так же трактует успехи ВОСР: мол, кое-что удалось, но социализм ли как первая стадия коммунизма? Что-то сомнительно в силу неразвитости производительных сил. По-моему, сложно с ним не согласиться)).