Вычитал у aerys (пост, правда, по иному поводу, но это место достойно отдельного цитирования и вне контекста):
Многие обращают внимание, что в большинстве книг Стругацких довольно несложно получить по морде, а вот герои Ефремова все ходят отмороженные, обращаются друг к другу на "вы", разговаривают об отвлеченных предметах, и вообще что-то из себя строят. Никто не сплетничает о соседях и не обижается смертельно в ответ на неудачные замечания, Эрг Ноор не дерется с Дар Ветром, а Веда не выцарапывает глаза Низе. Даже Мвена Маса и то не гнобят за разрушение спутника. Где страдания и очищения, где надрыв и катарсис? Тоска зеленая.
Вежливость и воспитанность, создание психологически комфортной атмосферы и очищение ноосферы общества - не буржуазные реверансы, и не мелочи. От этого зависит возможность взаимодействия между людьми.
no subject
Во-первых - шанс банально отгрести очевидно наличествует и будущем ИАЕ: как, например, Мвен на Острове Забвения от Бета Лона, да и Чеди припоминает удары на тренировках (сравнивая их по силе, болезненности и оглушающему эффекту с полученным от "спортивного" тормансианина - и отнюдь не в пользу последнего).
Во-вторых - сплетни и "бытовуха" также отсутствуют и в мире Стругацких - достаточно вспомнить рассуждение Руматы (Это безнадежно, подумал он. Никаких сил не хватит, чтобы вырвать их из привычного круга забот и представлений. Можно дать им все. Можно поселить их в самых современных спектрогласовых домах и научить их ионным процедурам, и все равно по вечерам они будут собираться на кухне, резаться в карты и ржать над соседом, которого лупит жена. И не будет для них лучшего времяпровождения. В этом смысле дон Кондор прав: Рэба - чушь, мелочь в сравнении с громадой традиций, правил стадности, освященных веками, незыблемых, проверенных, доступных любому тупице из тупиц, освобождающих от необходимости думать и интересоваться.) - то есть такое противопоставление Мира Полудня и ЭВР и ЭВК - не корректно.
А вот "холодность" ефремовских героев - причём не только в делах амурных - действительно фактор, отличающий их и от героев Стругацких, и от романтической литературы вообще, причём нарочитая и неоднократно подчёркиваемая. Но это вопрос не вежливости и воспитанности, и не ноосферный - а самоконтроля, опирающегося на гораздо более сильную ответственность за дела и даже мысли. Кстати, в какой-то степени земляне будущего подошли к определённому пределу - непосредственные эмоции настолько зажаты тисками правил поведения, что помимо углубления чувств, наступает уже их приглушение, что самим-же Ефремовым (вернее - его героями - Мвеном Масом и Эвдой Наль) подаётся как тревожный сигнал. Правда, в Часе Быка не указано, как именно было разрешено это противоречие, но есть намёки, что всё-таки - было (например - распознание тормансианами светлой и лёгкой (и даже озорной) радости под суровым обликом или преображение Эвизы в конце сексуальной лекции для врачей).
Так что "зелёная тоска" - не от недостаточной авантюрности сюжета или слабости "боевых" сцен, а непривычности героев, сильно отличающихся как от истеричных самокопателей (обычных в "психологической" литературе), так и железобетонно-невозмутимых сверхлюдей из лит.боевиков. Эта непривычность требует дополнительных интеллектуальных и эмоциональных затрат на осмысление и сопереживание - как при общении с настоящими, "живыми" людьми - а не лёгкости опознания шаблонного персонажа-"маски", для ленивых читателей позволяющей сразу "понять" действующих лиц и сосредоточиться на сюжете или иных интересующих его особенностях.
no subject
Если говорить вообще, «шанс банально отгрести», точнее, что кто-то кого-то поставит в ситуацию, что ради самозащиты надо будет в табло бить, там настолько странная и редкая ситуация, что для мира романа это рассуждения на уровне почти чистой теории. Ведь вспомните, Мвен припоминает не уроки боевых искусств, а приёмы борьбы с дикими зверями. А что касается Чеди — так их же специально готовили к Тормансу, то есть никак не следует, что это обычные практики.
Что до «холодности» — да нет, это ведь даже не внешний самоконтроль, и не просто правила вежливости. Во-первых, да — все люди братья в буквальном смысле. А во вторых, вы-то должны бы видеть, что основные герои между собой в глубоко интимных отношениях. Все всех любят. И как братья и сёстры, и как мужчины и женщины. И именно поэтому им нет нужды махать руками без конца и орать, как на базарной площади. Они достаточно друг друга понимают, чтобы это не требовало каких-то горячечных, аффектированных и постоянных выражений приязни — оная просто по дефолту.
А что до тревог Мвена и Эвды — тут мне кажется, они несколько о другом беспокоятся. Это отнюдь не та бытовая эмоциональная зажатость, которая представляется обычной нам.
no subject
Полагаю - "диких" зверей, от которых требовалось бы такая самозащита на Земле будущего не намного больше, нежели "диких" людей, а включение в подготовку экспедиции "Тёмного Пламени" спецкурса рукопашки тоже сомнительно - во всяком случае, никто, кроме Чеди (и немного Вира) такие навыки не демонстрирует, хотя случаи и представлялись.
Именно. Но вот это-то и непривычно. Для авантюрного сюжета требуется поставить человека в необычную ситуацию, для раскрытия свойств личности - вывернуть такового наизнанку либо показать его серую обыденность - собственно, на этом чисто литературные приёмы заканчиваются. Талантом эти технические приёмы можно и превзойти, но обычно его расходуют только на одного-двух главных героев, остальные же поневоле остаются схематичными. У Ефремова же стандартизированных "масок" нет вообще - его персонажи не классические "герой-любовник", "герой-рыцарь", "прекрасная дама", "скупец", "верный друг" и т.д., они каждый по своему индивидуальны (поэтому, кстати, попытка классификации его героинь как богинь и фей мне кажется не совсем оправданной), но, увы, грамотного анализа именно этого - поистине новаторского - литературного приёма пока нет (ну, или мне не попадался), поэтому большинство критиков и оперирует в рамках классического рассмотрения: одни, не находя знакомых образцов, пишут об ошибке или неумении, другие - делают слишком общие заключения о "холодном" стиле.
Эта "зажатость" не совсем наша (наиболее частая - от стеснительности или неумения выразить), но бывает и вполне бытовая (на уровне быта ЭВК, конечно):
- Ветер, вы не умеете говорить женщинам любезности, - лукаво произнесла Веда, склонив набок голову.
- Разве это нужно теперь, с той поры как исчезла надобность в обмане?
- Нужно, - вмешалась Эвда Наль. - И надобность эта никогда не минёт!
- Буду рад, если мне объяснят, - слегка нахмурился Дар Ветер.
- Через месяц я читаю осеннюю речь в Академии Горя и Радости, в ней будет многое о значений непосредственных эмоций…
Мвен Мас поведал о своих давних опасениях, что человечество развивается слишком рационально, слишком технично, повторяя, конечно, в несравненно менее уродливой форме ошибки древности. Ему показалось, что на планете Эпсилон Тукана очень похожее и столь же прекрасное человечество больше позаботилось о совершенстве эмоциональной стороны психики.
- Я много страдала от ощущения неполной гармонии с жизнью, - помолчав, ответила девушка. - Мне надо было больше от чего-то древнего и гораздо меньше от окружающего. Я мечтала об эпохе нерастраченных сил и чувств, накопленных ещё первобытным отбором в век Эроса, когда-то бывшим в античном Средиземноморье. И всегда стремилась пробудить настоящую силу чувств в своих зрителях. Но, пожалуй, только Эвда Наль до конца поняла меня.
- И Мвен Мас, - серьёзно добавил африканец. И, глядя в широко открытые глаза Чары, он рассказал ей, как однажды она явилась ему меднокожей дочерью Тукана.
no subject
Полагаю - "диких" зверей, от которых требовалось бы такая самозащита на Земле будущего не намного больше, нежели "диких" людей,
Исходя из сюжета — достаточно, чтобы были спасотряды. Там же есть заповедники и просто огромные территории без постоянного проживания — вспомните разборку с быком. Да, собственно, там же на острове Забвения эпизод с тигром.
включение в подготовку экспедиции "Тёмного Пламени" спецкурса рукопашки тоже сомнительно - во всяком случае, никто, кроме Чеди (и немного Вира) такие навыки не демонстрирует, хотя случаи и представлялись.
Тем не менее описание поединка Чеди с Шотшеком однозначно говорит, что на тренировках она не только в пляжный волейбол играла. Можно конечно порассужадть, что анатомию и расположение нервных узлов она знала просто из общих курсов биологии, а сама такая ловкая в силу общей спортивной подготовки. Но как-то сомнительно, что даже с таким бэкграундом она бы так играючи могла бить по болевым точкам. Это требует навыка.
Если ещё порассуждать, то можно предположить, что боевые искусства там остались как вариант йогической и спортивной практики, а не как прикладная техника боя. Про то нам не ведомо, потому что про БИ у Ефремова на все книги вместе буквально несколько слов. Но тут главное другое: явно подчёркнуто, что её до того никто не бил чтобы унизить.
no subject
И с быком, и с тигром используется не рукопашка, а оружие (весьма разумный подход), а "обучение бою с дикими зверями" скорее подразумевает информацию (кто-как-куда) и стратегию. Впрочем - это уже пошли домыслы (мои). А заповедники - как животные, так и человеческие - они заповедники и есть: нечто достаточно редкое и специфическое. Для "болотных патрулей" навыки обязательны, для всех - по сути излишни.
Весьма разумно. Этот момент вообще весьма слабо проработан, почему и допускает множество толкований, но мои соображения в данном вопросе будут весьма близки к вашим - конечно не в волейбол и конечно анатомические знания были не сугубо теоретическими. А вот как и зачем - это уже только насколько фантазия наработает.
Как раз этот эпизод с Ветром — это не зажатость. Зажатость — боязнь выразить свои чувства. А тут немного другая ситуация. Ему бояться нечего. Дар добрый, простой, искренний и открытый парень, который и так всех любит и ему непонятно — что ещё надо, вот я здесь, весь ваш, весь. А девочки ему говорят: Ветер, ну поиграй с нами.
Полагаю - всё же несколько сложнее.
- С первого века эры Кольца ведёт начало флюктуативная психология искусства, основанная Людой Фир. Именно ей удалось научно доказать разницу эмоционального восприятия у женщин и у мужчин, раскрыв ту область, которая много веков существовала как полумистическое подсознание. Но доказать в понятии современности - меньшая часть дела. Люде Фир удалось большее - наметить главные цепи чувственных восприятий, благодаря чему стало возможным добиваться соответствия их у разных полов.
Так что Ветер - не просто добрый, но и образованный - уже давно должен был творчески переработать это наследие первого века ЭВК и такие приглашения поиграть - распознавать на раз. Нет уж - психолог из Академии Горя и Радости отлично понимает, когда читает лекции и бьёт тревогу - контроль не должен быть чрезмерным - так можно эмоции и вовсе задушить. А то, что зажатость не от боязни - не делает её раскрепощённостью. Им балансировать на лезвии бритвы по каким-то параметрам даже сложнее чем нам: да - амплитуда куда меньше, да - навыки куда осознаннее, да - есть теоретическая и практическая подготовка и куча помогающих инстанций, но зато и требования куда выше, и риски значительнее: уберёшь эмоции - станешь этаким хладнокровным быком похлеще горячего обиженного Бета Лона, а прежняя подготовка вместо помощи только усилит возможную опасность - диалектический парадокс.
no subject
Ну а сама моя трактовка — это не столько конкретного эпизода, сколько жизненного сюжета. Можно было бы сказать, что то судьба устами Эвды что-то говорит Ветру. Но это слишком уж напыщенно будет.
no subject
Мне всё же думается - тут не только (скорее - даже не столько) сюжетный нюанс, но - общий принцип. А опасность излишнего эмоционального контроля у ИАЕ подчёркивается не раз и не только в "Туманности" - как и недостаточного. Тем более, что и даже из только литературных соображений это более чем оправданно: люди будущего - не идеалы, у них есть свои проблемы, и вот - одна из них; она заложена ещё в "Лезвии" (рассуждение о сильной душе и сильном теле, для которых сильны древние эмоции, которые должны быть очищены и переплавлены огнём), на неё (уже на другом уровне) указывает Эвда, её пытается решить в своей книге Мвен, она по-видимому уже решена (или по крайней мере сильно продвинулась вперёд) в "Часе Быка".
no subject
Как раз этот эпизод с Ветром — это не зажатость. Зажатость — боязнь выразить свои чувства. А тут немного другая ситуация. Ему бояться нечего. Дар добрый, простой, искренний и открытый парень, который и так всех любит и ему непонятно — что ещё надо, вот я здесь, весь ваш, весь. А девочки ему говорят: Ветер, ну поиграй с нами.