На сайте «Ноогена» опубликована статья Ольги Ерёминой «Иван Ефремов и Русский Север», c подзаголовком «По рассказам И. А. Ефремова «Women in my life».
В статье среди прочего затрагивается тема быта старой деревни, каков он был без прикрас нынешнего времени: «Старик, хвастаясь, рассказывает, по сути, про групповое изнасилование с надругательством, и молодые мужики при этом ржут — яркая характеристика дикости нравов. Особенно важно помнить об этом сейчас, когда патриархальные отношения русской деревни безоговорочно идеализируются». Приведён соответствующий отрывок из книги Ефремова, а для пущей яркости и передачи атмосферы «старого доброго времени» фрагмент воспоминаний художника Константина Коровина, в котором рассказывается о том, как крестьянская семья во главе с отцом семейства методично — неделями — до смерти забивает дочку, которая под венец пошла недевственной и по этой причине была возвращена сразу после свадьбы свежеиспечённым мужем. Очень скрепно, очень духовно — такой дух, что сердце патриота аж заходится начинает от восторга благолепием и моральной твёрдостью предков.
Впрочем, мы не сильно далеко от них ушли, всякий, кто слушал и участвовал в разговорах «молодых мужчин» может оценить контраст между царящей в них тематикой c лексикой и словами Ефремова «…я, если уж целую женщину, так чем больше целую, тем больше уважаю».

Но, учитывая нынешнее время, моё внимание обратило вот это место в цитате из Коровина:
«— Где же Иван Васильевич? — спрашиваю я.
— Тоже на войне. Вот Григорий радость принес: убили на войне, за землю постоял, за нас, родимый. Убили. Пишут письмо-то полчане: на штыках повис у их, с лошади сняли. Конногвардейский он был».
Если кто не понял — это про Первую Мировую. Большая радость однако — и вам радоваться, кушайте — не обляпайтесь, не подавитесь!