
Обложка журнала «Техника — молодёжи», в котором печатался роман И.А. Ефремова «Туманность Андромеды». Роман стал открытием для советской молодёжи 1950-х годов. Юрий Гагарин читал его ещё до своего полёта в космос
5 октября исполнилось 50 лет со дня смерти Ивана Антоновича Ефремова (1908—1972). Значение писателя не в том, конечно, что он был прав во всём (это, разумеется, не так), а в том, что Ефремов был одним из немногих, редких мыслителей позднего СССР, которые не скатывались к прославлению и отбеливанию прошлого (а сейчас мы понимаем, что именно этот образ мысли был мейнстримом и господствовал в СССР не только 1980-х, но и 1970-х годов), а упрямо, вопреки течению продолжали думать и искать в координатах марксизма и исторического прогресса. Именно поэтому его мысль остаётся живой, актуальной в наши дни.
Вот, например, известные слова экс-министра образования (!) постсоветской России Андрея Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (2007). Как будто слыша эту реакционную ахинею заранее, прежде, чем она была произнесена, Иван Антонович отвечает на неё: «Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей».( Read more... )